ЧЕРНО-БЕЛОЕ ВРЕМЯ

Первая половина двадцатого века обречена остаться серой бесцветной массой. Не только потому что за это время случились две ужасные войны и погибли десятки миллионов, но и — из-за фотографий и кинохроник: сплошь черно-белых. Ни одного цветного кадра.

Любое представление о какой-либо эпохе — картинка, которая всплывает в голове. Оставшиеся с разных эпох картины, рисунки, фотографии и фильмы помогают воссоздать свое время. Каждый или каждая — по своему.

Картины старины — не фотографии, однако художники того времени старались максимально четко передать реальность. Они рисовали портреты, пейзажи, сцены из обычной жизни или жизни королей. Они фиксировали жизнь, и их картины с точностью передали яркость элиты того времени, яркость их нарядов, и так же точно — смрад низших классов.

Наскальные изображения древности — всего лишь наскальные изображения. Они передают смысл, но не реальность. Все понимают: олени были не плоскими и угловатыми, а нормальными оленями. А охотились на них не маленькие человечки с кривыми ногами, а самые обычные люди.

Фотография же и кинохроника обладают совершенно иным посылом: изображение во имя реальности и ради ее лишь одной — в этом их функция и суть, и ради этого они были изобретены.

Если не брать в расчет съемку со спец-эффектами, то человек фотографирует или снимает на камеру, чтобы поймать момент. Получившаяся картинка будет на 100 процентов соответствовать реальности. Дом это будет дом. Собака застынет в той самой форме, в которой ее «поймал» фотограф.
От начала прошлого века остались триллионы метров изображений, которые дарят обман.
Черно-белая пленка — другой тогда не изобрели.

Мир, который поделен только на черные и белые цвета — и никаким иным он не представляется. Все, что человечество в состоянии было сделать для последующих поколений — это оставить после себя черно-белую реальность.
(художники к тому времени перестали интересоваться реальностью — в изобразительном искусстве расцвели стили, когда художник изображал не обличье предмета, но свое отношение к нему: не окружающий мир, но мир свой собственный.)

Черно-белые дома и улицы.
Черно-белые деревья и кусты.
Черно-белые одежды.
Автомобили, самолеты, паровозы.

Первая и вторая мировые войны представляются лишь в черно-белых цветах — и никак иначе. Трудно помыслить себе советские танки иными, кроме как черно-белыми. И пятиконечная звезда была тоже была серой.

Театральные залы были заполнены женщинами, облаченными в черное. Исполнители были одеты в черные фраки (они на самом деле были в них надеты), рояли их были черными (они на самом деле были черными) — как черными были губы у них самих и их женщин, как черной была их кровь, как черными были волосы.

Десятилетия, окрашенные в черный и белый. Белое пламя от взрывов. Черный Цеппелин, охваченный белым пламенем. Мелкие черные люди. Черный квадрат Малевича (как символ своего времени). Белое солнце. Белые или черные (только белые и только черные) машины.

Потрепанные черно-белые фотографии и потрепанный век.

Черно-белый окрас того времени настолько привычен, то музейные экспонаты, оставшиеся с начала XX века, кажутся подделкой — лишь образом того времени, расцвеченным специально, чтобы не выделяться своей чернотой на фоне окружающей яркости.
Как и художественный фильм, который снят в наше время о том времени — это будет лишь попытка воссоздать события, но не теми событиями, которые на самом-то деле были черно-белыми и никакими иными.

Отчасти поэтому такими обескураживающими для общества оказались цветные кадры «17 мгновений весны» — фильма изначально снятого на черно-белую пленку, а в начале XXI века расцвеченного с помощью цифровых технологий.

Была сделана замечательная и очень смелая попытка раскрасить наши ассоциации и сознание — пусть и нечестная, но это была попытка приблизить свидетельство к действительности (фильм, поскольку изначально был черно-белым, со всей смелостью можно называть свидетельством, оставшимся с черно-белого века).

Попытка прекрасная, но большинство ее не приняли, сочтя за богохульство — по той лишь причине, что первая половина XX века навсегда останется, как время с черно-белыми домами и черно-белыми людьми.

Черно-белым лесом и черно-белым небом.
Серым солнцем и белою луной.
Черно-белой любовью и черно-белыми радостями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>