Сегментация рынка тревела в онлайне по поставщикам услуг

waiting for the flight

В прошлом году рынок самостоятельных путешествий (online — travel) стал локомотивом российского туризма. Он вырос до 240 миллиардов рублей и темпы роста на этот год должны составить не менее 20 процентов даже с учетом финансовых и политических нюансов в России. (Напомню, что самостоятельный туризм отличается от привычного всем «пакетного» туризма и, по сути, стал формировать лишь 3-4 года назад).

Начинался онлайн — рынок самостоятельных путешествий как разрозненные и обособленные сервисы по продаже одной услуги для путешествий. Зачастую они были частью более крупных корпоративных турагентств, которые начинали осваивать для себя новые ниши.

Перенимался или просто копировался западный опыт, были яркие стартапы, консолидации, инвестиции и банкротства. И этот процесс еще не завершен. В ближайшие пару лет мы можем ждать крупные слияния и поглощения и с другой стороны банкротства, к чему нужно быть готовым. К сожалению ну или может как это нестранно к счастью инвестирования в крупных игроков на рынке со стороны фондов или частных инвесторов ожидать не приходится, так как опыт последних двух лет показал, что сфера, где маржинальность не более 3 процентов, а конкуренция очень высока, не может обеспечить высокой доходности инвестиций. Могут появляться новые стартапы, но учитывая сложность рынка и его поделенность их успех более чем под вопросом.

Существующие же игроки будут развиваться в направлении предоставления комплексных услуг и тут на первое место будут выходить такие факторы в борьбе за клиента как удобство пользования сервисом, клиентоориентированность и широкий выбор по каждому из видов услуг. На фоне невозможности вести ценовые войны будет идти борьба за лояльность существующей клиентуры.

 

И так, сегодня рынок онлайн – тревела можно разделить на следующие сегменты:

1         Прямые поставщики услуг (авиаперевозчики, РЖД, отели, прокат авто и т.д.)

2         Узкоспециализированные сервисы (только авиабилеты или отели, например)

3         Комплексные онлайн-тревел агентства (ОТА)

4         Метапоисковики.

 

  1. 1. Прямые поставщики. Плюсами работы с прямыми поставщиками услуг считается, например, возможность покупки непосредственно у того кто будет эту услугу тебе оказывать, а работа с «крупными» компаниями представляется простому обывателю более надежной, нежели с условными посредниками. Однако эти плюсы плавно переходят в минусы, которые заведомо сильнее. Зачастую эти компании не могут уделить достаточного внимания проблемам своего клиента. Например, колл-центр таких компаний может себе позволить, условно говоря «забить» на конфликтного клиента, а не решать его проблемы. В силу размера компаний отследить такие случаи становится очень сложно. Кроме того, покупка на прямую билета в авиакомпании ставит вас в сложное положение при попытке вернуть или обменять билет, если ваши планы поменялись.

 

  1. Узкоспециализированые сервисы. Это то, с чего, по сути, начинался онлайн-тревел в России. Сейчас таких «старожил» бизнеса, которые еще не перешли в следующую фазу развития — в ОТА полного цикла почти нет. Здесь в основном работают стартапы, привлекшие инвестиции и пытающиеся за счет денег инвесторов научиться работать на рынке онлайн-тревела. Но ничего нового они предложить не могут, они повторяют путь уже пройденный лидерами и будущее таких агентств более чем сомнительно.

 

  1. Комплексные онлайн-тревел агентства (ОТА). Здесь нарынке существуют не более 10 серьезных игроков, которые и задают основные тренды в развитии. В первую очередь, как я уже говорил, это консолидация спектра предоставляемых услуг и повышение удобства их выбора и пользования сервисом. При условии невозможности дальнейшей борьбы за клиента путем демпингования, лидеры направляют основные усилия на работу за лояльность клиентов и улучшения качества обслуживания.  Также перспективой развития будет планомерная переориентация людей с поставщиков прямых услуг на комплексные ОТА, так как преимуществ у них больше. Это, как я уже говорил, максимальный выбор услуг и клиентская поддержка, и удобство использования сервиса, в этой ситуации ценовой фактор будет отходить на второй план, тем более что разница в цене в 100-500 рублей при покупке более чем на 40 000 рублей для большинства не является критичной.
  2. Метапоисковики.  Кроме того, данный обзор был бы не полным, если бы я не упомянул о таких сервисах как метапоисковики. В сегменте онлайн-тревела, так же как и в других отраслях e-commerce существуют сервисы – агрегаторы, которые собирают информацию с продавцов и сортируют ее в выдаче по параметрам, выбранным потенциальным покупателем.  И основным, конечно же, является цена. А как я уже неоднократно здесь говорил, ключевым фактором в нашем бизнесе является то, что возможность борьбы за рынок путем снижения цены фактически исчерпана в силу кардинально маленькой маржинальности, которая на грани выживаемости. Метапоисковики же автоматически заставляют ОТА, которые в них присутствуют участвовать в ценовых войнах, так как иначе ваше предложение не будет в топе выдачи и фактическая польза от присутствия в них сводится к нулю, потребитель не смотрит дальше 5 предложения. И это уже не бизнес, это война на взаимное уничтожение, польза от которой может быть не долгой и только для потребителя.

Таким образом, не далее чем в 2-3 летней перспективе, при условии, что правила игры, например со стороны государства, не будут меняться кардинально в России окончательно должен сформироваться данный рынок как самостоятельная составляющая российской экономики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>